Физкультурно-оздоровительная программа
Физкультурно-оздоровительная программа
Цигун. Ушу.
ЦИГУН.
Цигун (кит. трад. ??, упрощ. ??, пиньинь qigong) — одно из направлений в философии и культуре Китая. Считает энергию, Ци, главной жизненной силой человека. Цигун - управление внутренней энергией организма.
ЦИГУН - созданная в Китае система совершенствования и закалки психики и тела. Ци-Гун составной частью входит во все системы восточных единоборств и оздоровительных систем, однако имеет самостоятельное значение и является наследием древней культуры Китая. Это система дыхательных психотренинговых упражнений, направленных на оздоровление и укрепление организма. Важнейший элемент Ци-Гун - дыхательные комплексы, разработанные на основе лечебных дыхательных упражнений системы Даоинь. Эти комплексы способствуют достижению внутреннего покоя, развивают внешнюю подвижность и силу. Ци-Гун обуславливает более интенсивную циркуляцию крови, несущую питательные вещества, кислород и энергию.Ци-Гун развивает методики внутренних и внешних упражнений. Внутренняя работа по методике Ци-Гун состоит в создании определенного фона занятий, без чего невозможна дыхательная практика. Упражнения практикуются главным образом в процессе ауто- и гетеротренинга для совершенствования систем организма, лечения и профилактики хронических заболеваний. Внешние применяются, преимущественно в боевых искусствах и способствуют циркуляции дыхания. В методику Ци-Гун входят различные виды закаливания и обучение системе рационального питания.
Принципиальное отличие цигун-упражнений от обычных заключается в том, что по системе Даоинь глубокое успокоение происходит не только в неподвижном состоянии, но и в движении. Регулирование построено на понятии «Ци» - энергоносителя, обладающего полярными качествами Инь и Ян, который циркулирует по анналам тела и от равномерного и правильного течения которого зависит здоровье и болезнь человека. В состоянии глубокой релаксации и успокоении ума происходит эффективная саморегуляция всех систем организма, энергия Ци течет правильно, закупорки меридианов исчезают, организм выздоравливает и укрепляется.
Ци-Гун применяется не только в лечебном плане, но и как комплекс, позволяющий раскрыть и развить скрытые резервы психики и тела - заложенные природой способности к поэзии, живописи, музыке, точным наукам, развитие «сверх» качеств, использование внутренних резервов организма, как в искусственно созданных условиях (тренировки, соревнования, показательные выступления), так и в реальных жизненных ситуациях.
СИНГ - форма, рамка, оболочка.
ШЕНЬ - сознание, сущность, душа.
ДЖУАН - соединение.
При буквальном переводе: "Овладение средством, которое позволяет нашему бесформенному сознанию проявиться в определённой форме". К сожалению, у современного человека сознание не объединено с телом, часто они действуют во вред друг другу. Задачей этого комплекса является "собрать" воедино все части себя и достичь гармонии сознания и тела.
На первом этапе система работает над раскрытием, гибкостью, регенерацией мышц, связок и суставов. Эта форма прошла испытания в клиниках Китая и дала превосходные результаты для лечения таких проблем как:
- заболевания позвоночника,
- остеопороз,
- артрит,
- деформация суставов,
- нарушение мозгового кровообращения,
- глазные болезни,
- депрессивные состояния.
Упражнения доступны людям с любым уровнем физической подготовки и дают удивительные результаты, если заниматься регулярно и ответственно. И, конечно же это подготовка. Что за подготовка? Если говорить в контексте тела, то это подготовка тела. Можно сколько угодно мечтать о сверхдостижениях и представлять мощнейшие потоки ЦИ, которая двигается по велению Вашего ума то туда, то сюда... Но откуда возьмется эта мощь, если тело слабое? И как ЦИ сможет легко двигаться в теле, которое напряжено и закрыто? Стало быть, всем мечтающим о личных сверхдостижениях - на СИНГ ШЕНЬ ДЖУАН.
Занятия с детьми и взрослыми по различным физкультурно-оздоровительным, реабилитационным и развивающим направлениям, обеспечивающие раскрытие и развитие индивидуальных способностей, скрытых резервов психики и тела; основанные на специально разработанных древнейших методиках и программах, подтверждённые современными знаниями.
В программе изучения:
жёсткий и мягкий ЦИГУН; кинезитерапия (лечение движением); реабилитация опорно-двигательного аппарата; энергетические и дыхательные комплексы; рефлексотерапия и работа по точкам; аутогенные, гетерогенные, идеомоторные и медитативные тренировки; тамишивари (разбивание предметов); гипнотизм и внушение (изучение и защита); внешний ЦИГУН (хождение по стёклам, горящим углям, работа с колющими и режущими предметами); принципы рационального питания и специальные разделы восточной медицины; раскрытие и развитие индивидуальных способностей (к музыке, живописи, спорту, поэзии, математике и пр.). Цель занятий: для детей – подготовка здоровых всесторонне развитых спортивных ребят, выявление способностей, определение более подходящего для ребёнка вида спорта или другого поля деятельности; участие в соревнованиях, фестивалях, показательных выступлениях; для взрослых – полная реабилитация организма; работа над собой, применение полученных знаний и навыков в быту, на работе и отдыхе.
УШУ.
История УШУ.
Зачатки первых систем ушу возникли еще до становления китайской государственности, но до III-IVвв. видимо не существовало ушу в полном объеме - была лишь подготовка воинов, "воинское ремесло", которое первоначально имело вид танцевально-боевых упражнений, а позже приобрело статус военизированной учебной дисциплины в специальных учебных заведениях.
К концу II века вся индивидуальная подготовкка воинов была объединена под названием уи. Этот термин сохранялся на протяжении многих столетий, и впоследствии стал синонимом к ушу. В уи вошли цзюэди (борьба), шоубо (рукопашный бой), техники работы с оружием. Комплексы имитировали бой голыми руами, бой с оружием, защиту от вооруженного нападения. Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений - таолу - которые выполнялись как индивидуально, так и с партнерами.
В периоды "Весен и Осеней" и Воюющих Царств жили и работали крупнейшие китайские философы: Конфуций, Лао-цзы, Мэн-цзы, Чжуан-цзы. Китаю был передан духовный импульс, повлиявший на развитие всей Восточной Азии в последующую пару тысячелетий. В Iв. в Китай из Индии начал проникать буддизм. Все эти философские системы учили видеть общее за разнородными вещами повседневности. Так как боевыми искусствами занимались не только простые воины (выступить в поединках на помостах не чурались даже некоторые императоры), то китайские воинские искусства постепенно начали сливаться с философскими системами, перерастая уровень простого набора приемов ведения боя. Возможно, именно благодаря этому они и не затерялись в веках, а развились и дожили до наших дней.
В сунскую эпоху (960-1279) немало монахов, в том числе и усэнов, стало уходить в мир, слагая с себя монашеские обязательства. В XIIIв. шаолиньское ушу пришло в упадок из-за многочисленных гонений на буддизм и монгольского вторжения. В 1224 году в монастырь Шаолинь пришел молодой человек, взявший монашеское имя Цзюэюань. Увидев плачевное состояние ушу в монастыре, он решил, что утеряна истинная традиция боевого искусства, и став ее возрождать он, фактически, создал новый стиль, доживший до наших дней.
В 1219 году, когда после завоевания Китая Чингиз-хан пошел войной на запад, в Китай стали переселять персов и арабов, исповедовавших ислам. Таких людей называли "сэму" ("цветноглазые"), они имели меньше прав, чем монголы, но больше, чем китайцы. В официальных документах династии Юань их именовали "хуэйхуэй". Пришедшие на восток мусульманские пехотинцы и артиллеристы в 1275 году в соответствии с указом основателя династии Юань "всюду вступать в общины жителей приграничья" из солдат стали крестьянами. Из этих людей, а также прибывших при династии Тан и Сун по морю арабских иммигрантов и принявших ислам китайцев и сформировалась нация хуэйцзу ("мусульман"). В течении более чем семисот лет своего существования нация хуэйцзу была неразрывно связана с ушу, которое они рассматривали как средство самообороны. Занятия ушу считались священнодействием, стимулировавшим дух мусульман.
В 1351-1368 годах народное восстание "красных повязок", под предводительством Чжу Юаньчжана (который сам был большим любителем ушу) положило конец монгольской династии Юань и привело на трон Поднебесной династию Мин, первым императором которой Чжу Юаньчжан и стал. Начался "золотой век" ушу.
В XVIв. приморские провинции Китая стали подвергаться опустошительным набегам японских пиратов. "Покарать бандитов и оберечь народ" было предписано Ци Цзигуану (которому к этому моменту было 27 лет). Он попал в трудную ситуацию: войска в тех местах были слишком малочисленны, и прекрасно подготовленные японские самураи без труда расправлялись с плохо организованными отрядами, пытавшимися давать им отпор. Поэтому Ци Цзигуан, будучи прекрасным знатоком ушу, решил привлечь отряды местного ополчения из бойцов ушу и народных мастеров. В 1561 году японцы в провинциях Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун были разбиты. Получив должность генерала Ци Цзигуан предписал всем своим воинам и даже высшему офицерскому составу заниматься ушу. Сведя воедино многие системы военной подготовки, он написал трактат "Цзисяо синьшу" ("Новая книга записей о достижениях [в военном деле]"). Благодаря деятельности Ци Цзигуана XVIв. считается переломным в истории ушу. Правление династии Мин было эпохой стабильного, методичного совершенствования и мирного сосуществования различных школ. Однако ничто не вечно.
Система единоборств, прародитель современного ушу, появилась в древнем Китае еще до нашей эры. Однако термин «ушу» (воинское искусство) вошел в обиход лишь в период существования КНР. До этого времени употреблялись термины «гошу» (государственное искусство), «цюань-шу» (кулачное исскуство), а на Западе был распространен термин «гунфу» (усердная работа), который скорее относится к духовному совершенствованию и различным буддийским и даосским практикам.
Ушу представляет собой эффективную систему не только физического, но и нравственного формирования личности. По мнению старых мастеров, главный смысл занятий - «воспитание в людях добродетели». Причем в понимании китайцев добродетель - это не соблюдение правил морали, а скорее внутреннее совершенство, на котором и основываются этические нормы. Что касается лечебных и оздоровительных аспектов ушу, то они являются частью народной медицины. Китайские врачи считают, что «овладение ушу повышает защитные свойства организма, помогает сохранить крепкое здоровье и продлевает жизнь».
Одно из главных достоинств ушу, которое отличает его от «европейских» гимнастических систем, - комплексное воздействие на организм. Занятия ушу развивают силу, выносливость, координацию движений, гибкость, ловкость. При этом они доступны людям разных возрастов и уровней физической подготовки.
Зачатки первых систем ушу возникли еще до становления китайской государственности, но до III-IVвв. видимо не существовало ушу в полном объеме. Была лишь подгото
вка воинов, "воинское ремесло", которое первоначально имело вид танцевально-боевых упражнений, а позже приобрело статус военизированной учебной дисциплины в специальных учебных заведениях.
К концу II века вся индивидуальная подготовка воинов была объединена под названием уи. Этот термин сохранялся на протяжении многих столетий, и впоследствии стал синонимом к ушу. В уи вошли цзюэди (борьба), шоубо (рукопашный бой), техники работы с оружием. Комплексы имитировали бой голыми руами, бой с оружием, защиту от вооруженного нападения. Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений - таолу - которые выполнялись как индивидуально, так и с партнерами.
В периоды "Весен и Осеней" и Воюющих Царств жили и работали крупнейшие китайские философы: Конфуций, Лао-цзы, Мэн-цзы, Чжуан-цзы. Китаю был передан духовный импульс, повлиявший на развитие всей Восточной Азии в последующую пару тысячелетий. В Iв. в Китай из Индии начал проникать буддизм. Все эти философские системы учили видеть общее за разнородными вещами повседневности. Так как боевыми искусствами занимались не только простые воины (выступить в поединках на помостах не чурались даже некоторые императоры), то китайские воинские искусства постепенно начали сливаться с философскими системами, перерастая уровень простого набора приемов ведения боя. Возможно, именно благодаря этому они и не затерялись в веках, а развились и дожили до наших дней.
Примерно в VIв. в Китай пришел индийский миссионер Бодхидхарма, который стал проповедовать буддизм в монастыре Шаолинь неподалеку от Лояна. Согласно легенде именно он основал знаменитый шаолиньский стиль ушу. По преданиям впоследствии шаолиньские монахи помогли вернуть престол второму императору династии Тан - Ли Шиминю - и тот разрешил монастырю содержать монашеские войска. Появился специальный термин - усэн (монах-боец).
В сунскую эпоху (960-1279) немало монахов, в том числе и усэнов, стало уходить в мир, слагая с себя монашеские обязательства. В XIIIв. шаолиньское ушу пришло в упадок из-за многочисленных гонений на буддизм и монгольского вторжения. В 1224 году в монастырь Шаолинь пришел молодой человек, взявший монашеское имя Цзюэюань. Увидев плачевное состояние ушу в монастыре, он решил, что утеряна истинная традиция боевого искусства, и став ее возрождать он, фактически, создал новый стиль, доживший до наших дней.
В 1219 году, когда после завоевания Китая Чингиз-хан пошел войной на запад, в Китай стали переселять персов и арабов, исповедовавших ислам. Таких людей называли "сэму" ("цветноглазые"), они имели меньше прав, чем монголы, но больше, чем китайцы. В официальных документах династии Юань их именовали «хуэйхуэй». Пришедшие на восток мусульманские пехотинцы и артиллеристы в 1275 году в соответствии с указом основателя династии Юань "всюду вступать в общины жителей приграничья" из солдат стали крестьянами. Из этих людей, а также прибывших при династии Тан и Сун по морю арабских иммигрантов и принявших ислам китайцев и сформировалась нация хуэйцзу ("мусульман"). В течении более чем семисот лет своего существования нация хуэйцзу была неразрывно связана с ушу, которое они рассматривали как средство самообороны. Занятия ушу считались священнодействием, стимулировавшим дух мусульман.
В 1351-1368 годах народное восстание "красных повязок", под предводительством Чжу Юаньчжана (который сам был большим любителем ушу) положило конец монгольской династии Юань и привело на трон Поднебесной династию Мин, первым императором которой Чжу Юаньчжан и стал. Начался "золотой век" ушу.
В XVIв. приморские провинции Китая стали подвергаться опустошительным набегам японских пиратов. "Покарать бандитов и оберечь народ" было предписано Ци Цзигуану (которому к этому моменту было 27 лет). Он попал в трудную ситуацию: войска в тех местах были слишком малочисленны, и прекрасно подготовленные японские самураи без труда расправлялись с плохо организованными отрядами, пытавшимися давать им отпор. Поэтому Ци Цзигуан, будучи прекрасным знатоком ушу, решил привлечь отряды местного ополчения из бойцов ушу и народных мастеров. В 1561 году японцы в провинциях Чжэцзян, Фуцзянь и Гуандун были разбиты. Получив должность генерала Ци Цзигуан предписал всем своим воинам и даже высшему офицерскому составу заниматься ушу. Сведя воедино многие системы военной подготовки, он написал трактат "Цзисяо синьшу" ("Новая книга записей о достижениях [в военном деле]"). Благодаря деятельности Ци Цзигуана XVIв. считается переломным в истории ушу.
Правление династии Мин было эпохой стабильного, методичного совершенствования и мирного сосуществования различных школ. Однако ничто не вечно.
В программе изучения:
- традиционное и нетрадиционное У-ШУ;
- работа в партере;
- работа с оружием восточных единоборств;
- спарринги и работа против вооруженного противника;
- внутренние энергетические и дыхательные комплексы;
- работа с предметами и спортивными снарядами;
- рефлексотерапия, спортивная медицина;
- жесткий и мягкий ЦИГУН, ТАЙ-ЦЗИ-ЦЮАНЬ, работа по точкам.
Цель занятий - воспитание здоровых, развитых ребят. Участие в соревнованиях, фестивалях, показательных выступлениях.